Создать аккаунт
Войти





26.9 MB

Twitter Facebook Google Livejournal Pinterest

Скачать рабочая программа педагога-библиотекаря


Описание: Скачать рабочая программа педагога-библиотекаря
Имя файла: rabochaya-programma-pedagoga-bibliotekarya
---

АДМИНИСТРАЦИЯ ЦИМЛЯНСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Паршиковская средняя общеобразовательная школа Цимлянского района Ростовской области

ул. Мира – 2, х. Паршиков, 347301 , , 44-1-03, E-mail: @ru

, , ,

---

«Утверждаю»

Директор МБОУ Паршиковской СОШ

Приказ от 31. 08.2015 г. №_130__

_________________________

ёва

МБОУ Паршиковская СОШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога - библиотекаря

Воротынцевой Надежды Алексеевны

Пояснительная записка

В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения и заданной заказчиком (в данном случае государством) степенью эффективности реализует данный заказ только новая современная система образования.

Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В тоже время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретённых в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. В связке «Образовательная система – Школа – Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как информационного центра.

Для составления рабочей программы использовались следующие нормативные документы:

  Федеральный закон от 01.01.2001 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом МО и науки РФ от 01.01.2001 г № 000;

  Областной закон -ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 01.01.2001 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. N 253 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/15 учебный год.»

  Приказ от 8 июня 2015г. № 000 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000»)

  Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении регионального примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 учебный год»

  Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утверждённые Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. № 000;

  Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «28» декабря 2010 г. № 000;

  Письмо Минобрнауки России от 01.01.2001 года № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;

  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 августа 2000 г. N 2488 «Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений» вместе с "методическими рекомендациями по применению "инструкции об учете библиотечного фонда" в библиотеках образовательных учреждений";

  Устав школы, утвержденный Приказом отдела образования Администрации Цимлянского района г.

  Приказ МБОУ Паршиковской СОШ от 01.01.2001г. № 000 «Об утверждении Учебного плана МБОУ Паршиковской СОШ», «Об утверждении ООП НОО, ООО, среднего общего образования МБОУ Паршиковской СОШ», «Об утверждении Календарного учебного графика МБОУ Паршиковской СОШ на 2015-2016уч. г.»

  Локальные акты МБОУ Паршиковской СОШ, размещённые на сайте школы http://parsh. ucoz. ru/index/lokalnye_akty/0-12

  Программа перспективного развития на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на период 2011-2015 годов МБОУ Паршиковской СОШ;

 Информационная справка о школьной библиотеке

Дата создания библиотеки: 1969 год

Помещение библиотеки: 10 кв. м.,

Режим работы: ежедневно с 9.00 - 12.30, выходной: суббота, воскресенье.

Кадровое обеспечение: 0,5 ставки  - педагог-библиотекарь.

Техническое оснащение, его использование:

-рабочее место библиотекаря: 1 компьютер, принтер,
-место для работы посетителей: 1стол.
компьютер подключен к Интернету. Используется ежедневно.

В 2014-2015 учебном году обучалось в школе - 86 уч-ся.

За год в библиотеку поступило:

художественной литературы - 0

методической литературы - 0

учебников - 171

Медиатека – 254 экземпляра.

За год было :

Читателей - 86

Посещений -1258

Книговыдач - 1381

Книжный фонд – 7608

Учебная литература - 3291

Художественная

и методическая литература - 4317

Библиотека МБОУ Паршиковской СОШ охватывает 114 читателей, в том числе 16 учителей, техперсонал и родителей. На каждого из них заведен формуляр. За 2014-2015 учебный год было проведено много мероприятий. Оформлялись тематические книжно-иллюстрированные, постоянно действующие выставки с целью формирования у школьников навыков независимого библиотечного пользователя; обучения пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации, а также способствованию формирования личности учащихся средствами культурного наследия в библиотеке. Для выполнения этих задач используются различные методы и формы индивидуальной и массовой работы.

Стали традиционными тематические праздничные выставки. В выставочном материале рассказывается не только история праздника, но сообщаются интересные факты, предлагается литература, проводятся беседы с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги. Решается задача оказания помощи в выборе необходимой литературы, расширения кругозора и воспитания патриотизма у учащихся посредством знакомства с историей и традициями родной страны.

Проводилась в течение года сверка учебников, используемых в учебном процессе, составлена инвентаризационная ведомость на них.

Рабочая программа состоит из нескольких разделов:

1. Работа с библиотечным фондом.

2. Справочно-библиографическая работа.

3. Профессиональное развитие.

4. Работа с читателями.

5. Пропаганда литературы.

6. Организационная работа.

По каждому разделу разработан перечень мероприятий, необходимых для выполнения того или иного пункта раздела. Особое внимание заслуживают разделы «Работа с читателями» и «Пропаганда литературы» т. к. именно их выполнение играет существенную роль в достижении главной цели работы школьной библиотеки, а именно: дополнительное образование учащихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, развитию словесности и формированию информационной культуры. Кроме того в рабочей программе предусмотрено проведение библиотечных уроков, тематика которых включена в раздел «Пропаганда литературы» и соотнесена со знаменательными датами, связанными с юбилеями книг или именами деятелей литературы, чьи юбилеи отмечаются в этом учебном году. В целом, вся работа библиотеки направлена на успешное достижение намеченных целей и выполнение поставленных на учебный год задач.

Цели и задачи библиотечной работы.

Цели и задачи библиотечной работы в 2015-2016 учебном году соответствуют целям учебно-воспитательной работы школы : «Повышение качества знаний путем совершенствования эффективности педагогической деятельности в условиях внедрения ФГОС в основной уровень образования»

Основными задачами библиотеки являются:

- формирование творческой личности лицеиста, способной к самоопределению, посредством создания насыщенного библиотечно-информационного пространства;

- развитие и поддержка в детях привычки и радости чтения и учения, а также потребности пользоваться библиотекой в течение всей жизни;

- представление возможности для создания и использования информационной базы как для получения знаний, развития понимания и воображения, так и для удовольствия;

- формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации;

- обеспечение учебно-воспитательного процесса и проектной деятельности научной, справочной, художественной литературой,

аудиовизуальными средствами и информационными материалами на всех видах носителей;

- оказание содействия в реализации основных направлений лицейского образования, являясь центром распространения знаний, духовного интеллектуального общения, культуры, приобщения к чтению;

- предоставление каждому читателю возможности дополнительно получать знания, информацию, в том числе и вне пространства обучения.

- формирование комфортной библиотечной среды; оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов; работа с педагогическим коллективом;

- воспитание патриотизма и любви к родному краю, его истории - осуществление своевременного возврата выданных изданий в библиотеку;

- оформление новых поступлений в книжный фонд, знакомство с книгами согласно датам литературного календаря;

- воспитание чувства бережного отношения к книге;

- формирование у детей информационной культуры и культуры чтения.

Основные функции школьной библиотеки

1. Информационная –предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя

2. Воспитательная –развитие чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.

3. Культурологическая – помощь в организации мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.

4. Образовательная – поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в задачах развития лицея и в образовательных программах по предметам.

Направление деятельности библиотеки

1. Помощь в проведении литературных часов.

2. Информационные и прочие обзоры литературы.

3. Беседы о навыках работы с книгой.

4. Подбор литературы для внеклассного чтения.

5. Выполнение библиографических запросов.

6. Поддержка общешкольных мероприятий.

I Работа с библиотечным фондом

№ п/п

Содержание работы

Сроки

исполнения

Ответственный

1.   

Изучение состава фондов и

анализ их использования

Май, август,

сентябрь

Педагог-библиотекарь

2.   

Работа с Федеральным

перечнем учебников на 2014-

2015 г. Подготовка перечня

учебников, планируемых к

использованию в новом

учебном году. Формирование

общешкольного заказа на

учебники и учебные пособия

на 2014-2015 учебный год.

Сентябрь - февраль

Педагог-библиотекарь

3.   

Прием и техническая обработка новых учебных изданий

По мере поступления

Педагог-библиотекарь

4.   

Прием и выдача учебников (по графику)

Май, август,

сентябрь

Педагог-библиотекарь

5.   

Информирование учителей и

учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий

По мере поступления

Педагог-библиотекарь

6.   

Обеспечение сохранности:

рейды по проверке учебников;

проверка учебного фонда;

ремонт книг; санитарный день

1 раз в месяц

Педагог-библиотекарь

II. Справочно-библиографическая работа

№ п/п

Содержание работы

Сроки

исполнения

Ответственный

1. 

Пополнение и редактирование

алфавитного каталога, картотеки статей

В течение года

Педагог-библиотекарь

2. 

Оформление выставок с информацией о книгах-юбилярах и других знаменательных датах календаря

В течение года

Сентябрь- март

Педагог-библиотекарь

III. Профессиональное развитие

№ п/п

Содержание работы

Сроки

исполнения

Ответственный

1. 

Анализ работы библиотеки в

2014-2015 уч. г.

Май

Педагог-библиотекарь

2. 

План работы библиотеки на

2015-2016 учебный год

Август

Педагог-библиотекарь

3. 

Участие в районном МО

Ведение учетной документации школьной библиотеки

Согласно плану

Методические

дни

Педагог-библиотекарь

4. 

Совершенствование и освоение

новых библиотечных технологий

Постоянно

Педагог-библиотекарь

5. 

Самообразование: чтение

журналов «Школьная библиотека», «Библиотека в школе», приказов, писем, инструкций о библиотечном

деле. Использование электронных носителей.

Постоянно

Педагог-библиотекарь

6. 

Взаимодействие с библиотеками района.

Постоянно

Педагог-библиотекарь

IV. Работа с читателями

№ п/п

Содержание работы

Сроки

исполнения

Ответственный

1.   

Конкурсы: «Самый читающий

класс», «Самый активный

читатель»

В течение года

Педагог-библиотекарь

2.   

Выдача учебников учащимся

школы.

Конец августа

Педагог-библиотекарь

3.   

Перерегистрация читателей и

регистрация новых учащихся

Начало сентября

Педагог-библиотекарь

4.   

Проведение экскурсии в

библиотеку для учащихся 1-х

классов

Сентябрь

Педагог-библиотекарь

5.   

Прием учебников и

художественной литературы от

учащихся

Май-июнь

Педагог-библиотекарь

Индивидуальная работа

№ п/п

Содержание работы

Сроки

исполнения

Ответственный

1.   

Осуществлять руководство чтением, помогать детям повышать культуру чтения

В течение года

Педагог-библиотекарь

2.   

Проводить рекомендательные

беседы при выдаче книг и беседы о прочитанном.

В течение года

Педагог-библиотекарь

3.   

Прививать любовь к книге,

воспитывать культуру чтения,

бережное отношение к печатным изданиям.

В течение года

Педагог-библиотекарь

4.   

Привлекать учащихся к

систематическому чтению с

целью успешного изучения

учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей

В течение года

Педагог-библиотекарь

Массовая работа

№ п/п

Содержание работы

Сроки

исполнения

Ответственный

1.   

Посещение районной библиотеки с учащимися школы

В течение года

Педагог-библиотекарь

2.   

Проводить беседы о бережном и аккуратном обращении с книгой.

В течение года

Педагог-библиотекарь

3.   

Помогать и обучать учащихся навыкам работы со словарями, справочниками, энциклопедиями.

В течение года

Педагог-библиотекарь

4.   

Формирование информационно-

библиографической культуры

Сентябрь-март

Педагог-библиотекарь

Экологическое воспитание:

5.   

Создание тематической картотеки «Наша планета в экологической опасности»

В течение года

Педагог-библиотекарь

6.   

Провести экологическую игру «Поле чудес» по теме «Цветы» среди учащихся начальной школы.

В течение года

Педагог-библиотекарь

7.   

Оказывать помощь в подготовке и проведении мероприятиях, связанных с экологией:

·  Десятилетие ООН, посвященное пустыням и борьбе с опустыниванием;

·  Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения.

В течение года

Педагог-библиотекарь

Эстетическое воспитание:

8.   

Организовать для начальной школы конкурс загадок по сказкам писателей-юбиляров

В течение года

Педагог-библиотекарь

9.   

·  В ГОД ЛИТЕРАТУРЫ отметить книжными выставками юбилеи книг:

ü  225 лет «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790)

ü  215 лет «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы XII в. (Впервые опубликован в 1800 г.)

ü  195 лет «Руслан и Людмила» (1820)

ü  «Сказка о попе и работнике его Балде» (1830)

В течение года

Педагог-библиотекарь

За здоровый образ жизни:

10.   

·  Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения.

·  Викторина по ППБ среди начальных классов.

В течение года

Педагог-библиотекарь

Патриотическое воспитание:

11.   

Организовать к 70- летию победы во Второй мировой войне выставку книг для учащихся школы.

Сентябрь

Педагог-библиотекарь

12.   

Организовать выставку к 71 годовщине Победы с беседой и конкурсом рисунков учащихся средней школы.

Март

13.   

Организовать викторину для 2-4 классов по истории Великой Отечественной войны и провести обзор книг военно-патриотической тематики.

Апрель

Педагог-библиотекарь

14.   

Работа с педагогическим коллективом:

·  Информирование учителей о новых поступлениях учебников и учебных пособий;

·  Поиск и подбор литературы по заданной тематике

·  Консультативно- информационная работа с методическими объединениями учителей, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году.

По мере поступления

По заявке

Педагог-библиотекарь

15.   

Оказание помощи в подготовке презентаций, докладов учащихся.

По мере необходимости.

Педагог-библиотекарь

16.   

Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Оказание помощи педагогическому коллективу в поиске информации на электронных носителях.

По заявке.

Педагог-библиотекарь

V. Пропаганда литературы

№ п/п

Содержание работы

Сроки

исполнения

Ответственный

Выставка «Край мой - капелька

России»

Постоянно

Педагог-библиотекарь

Индивидуальная работа

1.   

Создание и поддерживание комфортных условий для работы читателей,

обслуживание их на абонементе

В течение года

Педагог-библиотекарь

2.   

Рекомендательные беседы при выдаче книг

В течение года

Педагог-библиотекарь

3.   

Беседы о прочитанных книгах

Постоянно

Педагог-библиотекарь

Создание фирменного стиля

Эстетическое оформление

библиотеки

Постоянно

Педагог-библиотекарь

Реклама о деятельности библиотеки

1.   

Наглядная (информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой)

В течение года

Педагог-библиотекарь

2.   

Устная реклама (во время перемен, на классных часах, классных собраниях, родительских собраниях)

В течение года

Педагог-библиотекарь

3.   

Оформление выставок, посвященных знаменательным датам

В течение года

Педагог-библиотекарь

4.   

Составление рекомендательных и информационных буклетов

По мере подбора материала

Педагог-библиотекарь

VI. Организационная работа

1. Своевременно и правильно осуществлять прием новых поступлений, учет и обработку

2. Составит график рейдов по проверке состояния учебников учащихся

3. Один раз в четверть проводить рейды по проверке состояния учебников у учащихся по каждой параллели

4. В октябре 2014 года произвести списание ветхих книг и сдачу макулатуры

5. Помощь в оформлении заказа новых учебников на 2016-2017 учебный год

Работа по сохранности книжного фонда

1. Отбирать книги для ремонта

2. Вести работу с должниками

3. Оформлять замену потерянных книг

4. Один раз в месяц проводить санитарный день

5. Не реже 2-х раз в неделю делать влажную уборку помещения библиотеки

6. Проверять состояние огнетушителей.

Работа с учебниками

1. К 10 сентября обеспечить всех учащихся учебниками

2. Правильно осуществлять прием новых учебников, учет и обработку

3. Аккуратно вести книгу суммарного учета, книгу копий накладных полученных школьных учебников, пополнять картотеку учебников.

4.Оформить заказ новых учебников на 2016-2017 учебный год

5. Осуществлять взаимовыручку с другими школьными библиотеками

6. В конце мая – начале июня 2016 года собрать у учащихся все учебники, на потерянные и испорченные учебники составить акт на замену.

Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА)

Наряду с ведением картотеки учебников и каталога художественной литературы продолжать заносить новые поступления учебников в инвентарную книгу.

Общественная работа

1. Ежемесячно посещать семинары библиотечных работников

2. Изучать опыт работы других школьных библиотекарей

3. Принимать участие в работе школьных педагогических советах и других школьных мероприятиях.

4. Выполнять все предписания администрации школы и методистов РОО.

Ресурсное обеспечение реализации программы:

1. Научно – методическая поддержка программы осуществляется:

·  Администрацией МБОУ Паршиковской СОШ.

·  Отделом образования Администрации Цимлянского района.

2. Источники финансирования:

·  Бюджетные средства.

ГРАФИК

проведения библиотечных уроков в МБОУ Паршиковской СОШ

на 2015-2016 учебный год

Класс

Тема урока

Место проведения

Время проведения

Ответственный

Время выполнения

1 класс

1.Библиотека, или город твоих

друзей.

2.Правила обращения с книгой

б-ка

в классе

февраль

апрель

Педагог-библиотекарь

2 класс

Строение книги.

Как рождается книга.

в кл.

сентябрь

Педагог-библиотекарь

3 класс

1. 3. Твои первые энциклопедии, словари, справочники.

в кл.

октябрь

Педагог-библиотекарь

4 класс

1. Записи о прочитанном.

б-ка

январь

Педагог-библиотекарь

5 класс

1. Какой я читатель. Моя библиотека.

в кл.

ноябрь

Педагог-библиотекарь

6 класс

1. Выбор книг. Библиографичес-

кие указатели. Алфавитный и систематический каталог.

б-ка

декабрь

Педагог-библиотекарь

7 класс

1. Книга - произведение искусства.

в кл.

март

Педагог-библиотекарь

8 класс

1. Способы и цели чтения.

в кл.

февраль

Педагог-библиотекарь

9 класс

1. Основные приёмы работы с

книгой.

в кл.

апрель

Педагог-библиотекарь

АКТИВ БИБЛИОТЕКИ

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

Класс

1.   

Скакунова Виктория

5 класс

2.   

Песня Илья

6 класс

3.   

Краснянская Ирина

7 класс

4.   

Овчинникова Александра

8 класс

5.   

Чумак Ирина

9 класс

6.   

Фединчик Александра

10 класс

ПЛАН

работы школьной библиотеки

с библиотечным активом на 2015 – 2016 учебный год.

Сентябрь

Работа по возврату книг в школьную библиотеку.

Октябрь

Подготовка и проведение утренника «Согреем ладони, разгладим

морщины» (День пожилого человека)

Ноябрь

Проверка состояния учебников

Декабрь

Конкурс стихов « Моё Отечество – Россия»

Январь

Ремонт художественной литературы

Февраль

Подготовка и проведение КВН « Подвиги ратной славы»

Март

Подготовка и проведение «Недели детской книги»

Апрель

Проведение праздника « Посвящение в читатели»

Май

Проверка состояния учебников.

Работа по возврату книг в школьную библиотеку.

Июнь

Приём учебников за 2015-2016 учебный год.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Волобуева рекомендации по составлению программы развития школьной библиотеки / . - // Школьная библиотека. - 2010. - №8. - С.27-29.

2. Ястребцева библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: Методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ /. - М.: БМЦ, 2002.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1.  http://www. websib. ru/noos/director/books/1.html - Ястребцева библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения

2.  http://lifereflex. /2010/09/blog-post. html - Подъяпольская О. Школьная библиотека — курс на планирование, осуществление и... развитие!!!

3.  http://lib.1september. ru/view_article. php? id=201001104 - Лякина Г. Еще раз о проектах в школе и библиотеке

4.  http://lib.1september. ru/view_article. php? ID=200900410 - Кондрашова С. Модернизируем нашу библиотечную среду

5.  http://www. eos. ru/eos_delopr/eos_law/detail. php? ID=29681 - Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г.(проект)

Согласовано

Протокол методического совета

МБОУ Паршиковской СОШ № 1

от «28» августа 2015 г.

(дата)

_______________

( подпись руководителя МС ) ( ФИО)

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________

(подпись) ( расшифровка подписи)

от «28» августа 2015 г.

(дата)

Педагог - библиотекарь____________


Cсылка для сайта (HTML):

Cсылка для форума (BBCode):